ГБУСО "Ставропольский ЦСПСиД"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГБУСО "Ставропольский ЦСПСиД" » Разное » «Ребенок заикается. Что делать?»


«Ребенок заикается. Что делать?»

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Добрый день, меня зовут Татьяна Александровна, я педагог-психолог отделения помощи женщинам и несовершеннолетним. Сегодня говорим про заикание у ребенка. Жду ваших вопросов.

Отредактировано Давыдова Т.А. (2022-07-28 12:27:43)

0

2

Вопросов не поступило, поэтому кратко опишу, что делать, если у ребенка появилось заикание.
Важно понимать, что заикание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с неплавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое настроение, чрезмерная подвижность или, наоборот, скованность. Происходит сбой высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Это значит, что вам необходимо обратиться к невропатологу (медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка)психологу или психотерапевту, логопеду. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании  не проводятся. Вводится охранительный режим речи. Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.
Как родители могут помочь своему ребенку?
- Отставить панику. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо»,и не просить, чтобы он «сказал хорошо».  И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.
- Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи  — необходимое условие для лечения заикания. Но это не значит, что заикающегося ребенка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требовательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.
- Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь  говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.
- Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать.
- Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…».
- Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:
Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики.
- Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения.
- Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать.
- Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой.
- Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п.

Вот основные рекомендации родителям, если у ребенка появилось заикание.
Для записи на консультацию к педагогу-психологу нашего Центра обращайтесь по номеру: 28-02-95
Здоровья вам и вашим детям!

Отредактировано Давыдова Т.А. (2022-07-28 12:58:41)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ГБУСО "Ставропольский ЦСПСиД" » Разное » «Ребенок заикается. Что делать?»