ГБУСО "Ставропольский ЦСПСиД"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГБУСО "Ставропольский ЦСПСиД" » "Клуб "Устойчивая семья" » Как относиться к возрастным кризисам детей?


Как относиться к возрастным кризисам детей?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Добрый день, уважаемые участники форума! Сегодня у нас тема связана с возрастными кризисами детей. Пишите, разберем Ваши вопросы по данной теме!

0

2

К сожалению, сегодня вопросов не было, при этом мне хочется рассмотреть данную тему и дать рекомендации для тех, кому данная тема актуальна.
Развитие ребенка — сложный процесс. И на пути к взрослению дети переживают непростые периоды, когда совершается значительный скачок в психологическом, физическом и когнитивном развитии. Такие моменты принято называть возрастными кризисами. Когда они происходят, сколько длятся и как реагировать на ребенка в эти моменты — об этом наша сегодняшняя статья.

Что такое возрастной кризис
Слово «кризис» в языке чаще всего имеет негативную оценку, однако, в контексте воспитания ребенка, кризис — это лишь переход от одного этапа развития к другому, более совершенному и сложному по своей структуре. И чем меньше ребенок, тем тяжелее этот переход происходит.
Достаточно часто кризисы у детей проявляются в виде ярких эмоциональных всплесков, перепадов настроения, протестных реакций. И многим взрослым людям кажется, что подобное поведение, полное слез, истерик и протестов, совершается умышленно, будто «на зло». Но это совсем не так.
В первую очередь, стоит принять: ребенку в этот период гораздо сложнее, чем взрослым, потому что он пока не понимает свои эмоции, не знает, как справиться с ними, не чувствует стабильности и безопасности в эти моменты. Поэтому, прежде всего, необходимо с пониманием и сочувствием относиться к состоянию малыша.
У некоторых детей в моменты кризиса нарушается сон и страдает режим дня: ребенку становится слишком мало или слишком много бодрствования, пропадает дневной сон (если он был). Кто-то из родителей обращает внимание, что во время очередного кризиса меняется аппетит или вкусовые пристрастия ребенка. Это довольно распространенная история, поскольку помимо психологических изменений, дети претерпевают изменения со стороны своего организма.

Основные возрастные кризисы у детей

Кризис новорожденности (первые 8 недель жизни)
Первые недели жизни малыша — бесконечно важные и очень непростые. Длительное время находившийся в утробе матери, ребенок учится жить в совсем других условиях: температура воздуха гораздо ниже, среда безводная, вокруг множество людей, громких звуков и обилия света. Малыш может часто плакать.
Логично, что в это время как никогда ребенку требуется физически ощущать маму рядом: ее тепло, запах, руки. Именно так ребенок адаптируется к этому миру и понимает, что он в безопасности. Поэтому большинство деток наиболее спокойно себя чувствуют, находясь у мамы на руках, в том числе — у груди, поскольку удовлетворение сосательного рефлекса дает ребенку чувство безопасности.

Кризис 1 года
Пожалуй, это первый кризис, о котором практически каждый родитель знает и готовится к нему.
Ближе к 12 месяцам происходит перед ребенка из младенческого возраста в ранний детский, и связано это во многом с формированием речи и освоением ходьбы. Малыш уже способен самостоятельно исследовать пространство вокруг него, изучать границы дозволенного. И именно несоответствие желаний и потребностей ребенка с его возможностями приводят к слезам, крикам, агрессии или же резко возросшей потребности в нахождении рядом со значимым взрослым.
В подавляющем большинстве случаев вне зависимости от темперамента ребенка пропустить начало кризиса сложно. Становится очевидным, что малыш стал чаще капризничать и впадать в истерики, требовать больше внимания к себе, отказываться от еды, если малыш на грудном вскармливании — чаще прикладывается к груди, беспокойно спит, тяжелее выдерживает бодрствование или наоборот — хуже засыпает.
Безусловно, степень выраженности тех или иных реакций малыша будет зависеть от его индивидуальных характеристик, но, в любом случае, малыш будет нуждаться в особой заботе и сострадании к нему.

Кризис 3х лет
Большинство родителей сходятся во мнении, что это один из самых тяжелых кризисов за все детство ребенка., который происходит в 2-4 года.
Кризис трех лет нередко называют «кризис негативизма», и не зря: практически всегда ребенок проявляет сопротивление и отрицание того, что ему предлагают взрослые.
Длится этот непростой период достаточно долго: от нескольких месяцев до года. Но именно в этот момент ребенок начинает чувствовать свою автономию от родителей, понимать свои личные границы.
Наиболее частыми признаками кризиса являются: негативизм (практически на все малыш отвечает «нет»), сопротивление, упрямство, деспотизм, агрессия. Взаимодействовать с ребенком порой довольно непросто: малыш эмоционально реагирует на любые действия других людей, отказывается выполнять просьбы, отталкивает от себя. Но в то же время ребенок становится более ранимым, обидчивым, чувствительным.
Со стороны родителей требуется огромное количество терпения и сочувствия состоянию ребенка, ведь важно понимать: он не виноват в своем поведении (и родители, к слову, тоже, поэтому любые комментарии окружающих из серии «Вы разбаловали своего ребенка» не корректны). Так созревает его психика, и это стоит принять.

Кризис 7 лет
В возрасте 6-7 лет в жизни ребенка происходят значительные изменения: игра, которая была для него ведущим видом деятельности все это время, сменяется на обучение — деятельность, присущую взрослым людям. В это же время, как правило, меняется социальное окружение ребенка, которое во многом будет определять его самооценку в дальнейшем. И, кстати, навык оценивать себя и свои поступки, появляется примерно в это же время.
Окружение все чаще говорит ребенку о том, что он теперь взрослый, да и ребенок уже требует подобного к нему отношения, требует свободы, однако, не всегда получается удовлетворять требуемые социумом запросы, что приводит к внутреннему конфликту.
Развитие у ребенка навыка адекватно оценивать свои поступки, не оценивая при этом себя как личность, помогают формировать здоровую самооценку у малыша. Например, вместо: «Ты такой неаккуратный, снова пролил воду!», лучше говорить «Посмотри, у тебя пролилась вода. Вытри, пожалуйста». Таким образом, констатируется факт, но не осуждается личность ребенка.

Кризис 13 лет (подросткового возраста)
К моменту начала пубертата (11-13 лет) начинается очередной возрастной кризис. Помимо скачка в физическом, психическом и интеллектуальном развитии, на этот раз большое влияние оказывает гормональная перестройка, поскольку чаще всего данный кризис проходит параллельно с началом полового созревания.
Ребенок пытается проявить максимальную самостоятельность и автономность, нередко — возникает протестное поведение, желание противопоставлять свое мнение мнению взрослых. Характерны резкие эмоциональные перепады, быстрая смена настроения.
Именно в этот период возникает самое большое количество конфликтов между родителями и детьми: подросток самоидентифицирует себя как сформировавшуюся личность, но для взрослых — он по-прежнему остается ребенком. Поэтому максимально важно родителям постараться сохранить доверительные отношения со своими детьми, несмотря на трудности в поведении и коммуникации, которые непременно возникают в этот период.

Как вести себя родителям в момент возрастного кризиса ребенка?

1.Самое важное, что необходимо помнить взрослым, когда они имеют дело с ребенком, переживающим возрастной кризис — что это временное явление. Любой непростой период имеет конец.
2.Понимание того, почему ребенок себя так ведет, помогает проще относиться к резким сменам настроения, агрессии, протесту. Не забывайте: ребенку гораздо сложнее, чем взрослому, справиться со своими эмоциями, ведь он еще не умеет их контролировать, управлять ими.
3.Полезно будет проговаривать с детьми чувства, которые они испытывают в моменте: «Тебе грустно, что никто не захотел с тобой играть?», «Тебе обидно, что Вася забрал свою машинку?, «Ты злишься, что мы с папой не разрешаем тебе поздно возвращаться домой?» и т.д. Порой взрослым людям непросто объяснить, что они испытывают в тот или иной момент, что уж говорить о детях...
4.Проявляйте эмпатию, сочувствие, сопереживание. Для взрослых упавшее на пол мороженое — пустяк, а для ребенка в 3 года — трагедия! «Мне очень жаль, что не получается залезть на эту горку. Хочешь, я помогу тебе?» «Я понимаю, как обидно, когда забирают твои игрушки. Давай вместе попросим их вернуть?».
5.Старайтесь сохранять спокойствие и транслировать его ребенку. В общее с другими людьми, малышами в том числе, работают «зеркальные нейроны» — способность человека перенимать эмоциональный фон и поведение собеседника. И, если взрослые будут демонстрировать свое напряжение, злость, агрессию, от ребенка не остается ждать ничего другого.
6.Да, это сложно, и требует приложить усилия, но это здорово помогает пережить и ребенку, и его близким людям очередной кризис. А чтобы были силы на спокойствие и мудрость, необходимо регулярно отдыхать и восполнять свой ресурс. Поэтому во время кризисного периода стоит разделять обязанности между родителями, делегировать то, что могут сделать другие люди им, наполняться положительными эмоциями при первой же возможности!
Возрастной кризис — это действительно непросто. Но, если относиться к этому времени как к очередному скачку развития и помнить, что после него твой ребенок станет взрослее, становится гораздо легче.
Если у Вас остались вопросы, можно записаться на очную консультацию к педагогу-психологу. Запись на консультацию по телефону: 28-02-95.

0


Вы здесь » ГБУСО "Ставропольский ЦСПСиД" » "Клуб "Устойчивая семья" » Как относиться к возрастным кризисам детей?